Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои
Ломоносов широко простирает химия руки свои

Мастер-класс «Химия в искусстве»

Проблемный вопрос: по словам М.В. Ломоносова «широко простирает химия руки свои в дела человеческие», так ли это? Важны ли знания химии в жизни современного человека? Как вам в жизни помогают химические знания?

Слово предоставляется коллегам.

Можно считать утверждение М.В. Ломоносова верным?

Сегодня предлагаем вам совершить заочную экскурсию в Белгородский художественный музей. Перед вами картины белгородских художников XX века из фондов музея. Скажите, в выставочном зале, картин какого жанра больше? (пейзажи)

Созерцание разнообразных состояний природы привлекает внимание, нейтрализует негативные эмоции, способствует гармонизации эмоциональной сферы.

^ Эпиграфом к мастер-классу были взяты слова Платона:

От красивых образов мы перейдем к красивым

мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни

и от красивой жизни - к абсолютной красоте.

Что же изучает химия? (вещество). Как известно, вещество – это то, из чего состоит физическое тело. Вещества, существующие в природе, бывают простыми и сложными, но на протяжении всей своей истории человек ищет новые и новые вещества, которые должны помочь ему в освоении окружающего пространства. Этот поиск происходит во всех сферах человеческой деятельности. Не исключение и изобразительное искусство, являющееся зеркалом, в котором отражается весь окружающий мир.

^ Какие ассоциации у вас возникают со словом химия? А какие ассоциации возникают со словом искусство?

(предлагается провести данный прием следующим образом: коллегам предлагается взять шарик любого цвета на выбор и назвать ассоциацию, а учителю обратить внимание на цвет шарика и затем проанализировать).

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. А живопись помогает увидеть и полюбить краски и свет. С давних пор человек стремился изобразить, то прекрасное, что его окружало на стенах своего жилища. Сначала он это делал заостренными палочками, затем кровью и растительными красками, но потом этот процесс совершенствовался.

^ Сегодня мы должны научиться делать краски сами.

Краски. Что это такое? Каков имеют состав?

В повседневной жизни часто сталкиваемся со словами: краситель, краска, пигмент. Кто может попробовать дать толкование этим понятиям?

^ Если затрудняетесь, то воспользуемся педагогической техникой

« терминологический словарь», загляните в словарь и ответьте, что такое краска, краситель, пигмент?

^ Какие краски известны вам (акварель, масляные, гуашь)? А 30 тыс. лет назад были известны мел и охра, а 6 тыс. лет назад стали применять малахит, лазурит и киноварь, а в 5. веке н.э. добавились свинцовые белила. На протяжении веков люди ничего не знали о токсичности свинца. Поэтому свинцовые белила входили в состав даже некоторых косметических средств. Сейчас они практически замененены цинковыми белилами.

Акварель - получают при смешивании пигментов с растительными клеями (пшеничным крахмалом). Эти краски разводят водой.

^ Масляные краски состоят из тонкоизмельченного пигмента, рассредоточенного в масле.

Гуашь - получают, добавляя белила в пигментно-клеевую основу, красочный слой гуаши более плотный.

Краски – смеси природных красящих и связующих веществ.

Краситель- это вещество, полученное методом органического синтеза и предназначенное, для окраски тканей.

Пигмент - окрашенные неорганические соединения.

Краски

Растительного происхождения животного минеральные краски

происхождения

синтетические

А знаете ли вы, как назывался самый древний краситель (уголь, сажа, именно этой краской первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения сцен из жизни)?

Как вы думаете можно ли получить растительные красители из растений?


^ Цвет окрашивания
Растения
Используемая часть
Черный
Клен
Листья
Коричневый
Лук репчатый

Дуб


Шелуха

Кора и листья


Фиолетовый
Черника и ежевика
Ягоды
Красный
Вишня

Зверобой


Ягоды

Стебли


Оранжевый
Чистотел
Листья и стебли
Растительные красители не хранятся долго, поэтому их не применяют в промышленности.

Сейчас попробуем получить краски самостоятельно в химической лаборатории. На столах имеются инструктивные карты практической работы по получению красок. Проговорить правила по технике безопасности и ознакомить с оборудованием. Научить делать фильтр.

^ Выполнение практической работы.

Предложите свой рисунок, который станет украшением нашего вернисажа.

Таким образом, красотою мы объединяемся. Именно единением, дружелюбием можно утвердить истинные ценности. Искусство и химия тесно переплетаются. Создание красок – это тоже искусство.

Моделирование

Уважаемые коллеги, вашему вниманию были предложены следующие педагогические приёмы:


  1. Использование диалога для построения замысла высказывания.

  2. Приём ассоциаций.

Описание явлений и предметов по фотографиям, картинам, а также с использованием бытовых представлений и загадок

  1. Обучение развернутому высказыванию, начиная с понятий, а затем постепенный переход к высказываниям характеристикам

  2. Химический эксперимент

Уважаемые коллеги, можно ли вам применить на своих уроках, предложенные приёмы работы?

Рефлексия. Техника игры в «крестики нолики» выберите линию вашего настроения на мастер-классе.

Пожелание. «Для тех, кто чувствует искусство, ничего не делает душу такой праведной и чистой как попытка создать нечто совершенное.» Микеланджело.

Лаборатория.

Коллеги работают группами. Каждая группа получает свою краску.

^ Рисунок-пейзаж делают все группы.

1.Цинковые белила. Исходным веществом будет служить хлорид цинка ZnCI2 К нему добавить карбонат натрия Na2 CO3 .Образуется карбонат цинка Zn CO3. Его надо отфильтровать, промыть водой и прокалить при температуре не ниже 280 градусов. Карбонат цинка разлагается на белый оксид цинка и углекислый газ.

Zn CI2 + Na2 CO3 = Zn CO3 + 2 NaCl

Zn CO3 = CO2 + ZnO

^ 2.Зелёная краска (хромовая зелень).

1.извержение вулкана.

(NH4)2Cr2 O7 = N2 + Cr 2O3 + 4H2O

2. охлаждение смеси

3. промыть

4.фильтровать.

5.растереть в ступке

6. добавьте воды.

^ 3.Синий пигмент (берлинская лазурь)

4FeCI3 + 3K4[Fe(CN)6] 3= Fe4[Fe(CN)6] 3 + 12 KCI

1. осадок фильтруют

4. Желтый цвет. Для её приготовления нужна соль FeCI3, которую смешиваем с раствором хромата калия K2 Cr O4.Мгновенно образуется желтый осадок

2FeCI3 +3 K2 Cr O4 =Fe2(Cr O4 )3+ 6KCI

5. ^ Чёрная краска. Уголь истолочь в тонкий порошок в ступке, а затем растереть с водой.

Рабочий лист

Терминологический словарь:

Акварель - получают при смешивании пигментов с растительными клеями (пшеничным крахмалом). Эти краски разводят водой.

^ Масляные краски состоят из тонкоизмельченного пигмента, рассредоточенного в масле.

Гуашь - получают, добавляя белила в пигментно-клеевую основу, красочный слой гуаши более плотный.

Краски – смеси природных красящих и связующих веществ.

Краситель- это вещество, полученное методом органического синтеза и предназначенное, для окраски тканей.

Пигмент - окрашенные неорганические соединения.


^ Цвет окрашивания
Растения
Используемая часть
Черный
Клен
Коричневый
Лук репчатый

Дуб


Фиолетовый
Черника и ежевика
Красный
Вишня

Зверобой


Оранжевый
Чистотел
Классификация красок

↓ ↓



Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои

Ломоносов широко простирает химия руки свои